Как привлечь население к участию в ТСЖ?

 

На сегодняшний день управление многоквартирными домами с помощью ТСЖ является перспективным направлением развития реформы ЖКХ. ТСЖ позволяют улучшить качество работы ЖКХ, повернув его лицом к непосредственным потребителям услуг, и предоставляют большое количество новых возможностей и выгод собственникам квартир. Тем не менее, сегодня они остаются неразвитой сферой ЖКХ. Одна из причин этого -  отсутствие у населения достаточной информации о данной форме управления и сложившиеся негативные стереотипы в отношении системы ЖКХ в целом. Если добавить к этому, что большинство граждан психологически не готово взять на себя ответственность за управление собственным жильем, то вполне логичным является тот факт, что только небольшой процент всего жилого фонда в России охвачено ТСЖ, а сама форма управления воспринимается как  «чужая», созданная для нужд государства.
В этих условиях критически важной становится информационно-пропагандистская работа по продвижению ТСЖ. Она должна быть направлена на устранение описанных негативных установок, выстраивание с населением отношений партнерства и доверия, повышение компетентности и социальной значимости собственников жилья, широкое их информирование о механизмах и преимуществах товариществ.
Для проведения эффективной кампании по продвижению ТСЖ необходимо предусмотреть ряд моментов. Во-первых, нужно определить целевую аудиторию (то есть тех, кто может стать участником ТСЖ), ее характеристики и основную мотивацию, которая может побудить к вступлению в ТСЖ и участию в его работе. Далее, исходя из мотивов, необходимо выбрать информацию, которая была бы интересна и полезна целевой аудитории. Следующий шаг – выбор средств, позволяющих доносить эту информацию до потенциальных участников ТСЖ, и что более важно, способов донесения информации через различные средства.
Мотивация, или причины участия в ТСЖ
Для вступления в ТСЖ у каждой группы граждан должны быть свои причины, по-другому - мотивы.  
Четыре основных мотива к участию в ТСЖ следующие. 
Во-первых, это экономический мотив. В большинстве случаев граждане даже не знают о том, что, будучи полноправными собственниками, они могут и заработать на своей собственности, сдавая ее в аренду, размещая на ее территории какие-то прибыльные виды деятельности. Кроме того, в ТСЖ тарифы на содержание жилья в большинстве случае меньше, нежели в управляющих компаниях.
Вторая причина – это получение контроля за деятельностью коммунальных служб; понимание того, что, вступив в ТСЖ, любой житель многоквартирного дома имеет право не только знать, куда и как расходуются его средства, но и влиять на этот процесс, обеспечивая необходимое ему качество коммунальных услуг (обеспечение качества – третий важный мотив).
Последний мотив – это безопасность(в широком смысле этого слова). Сегодня именно экономическая и социальная безопасность, стабильность являются основными потребностями общества в целом. И это имеет непосредственное отношение к ТСЖ. В условиях общей тревожности по отношению к растущим тарифам, недоверия к социальной политике управление жилыми зданиями через ТСЖ воспринимается как нечто непонятное, очень сложное, неэффективное и  одновременно неустойчивое. Населению нужно помочь   преодолеть этот стереотип и добиться понимания с его стороны того,что ТСЖ – это просто в управлении и результативно, что законодательство обладает эффективными механизмами защиты прав граждан в этой области.