Кампания по повышению МРОТ

 

16-17 августа 2012г. в Санкт-Петербурге прошел семинар по планированию кампании по повышению МРОТ.

В рамках семинара сделан на анализ текущей ситуации с МРОТ в России и того, что было предпринято профсоюзами с целью улучшения ситуации.

В результате обсуждения участники пришли к следующим основным выводам:

  • механизм установления МРОТ на федеральном и региональном уровнях различается, что вносит дополнительные трудности в эффективное функционирование этого механизма;
  • в настоящее время отсутствует законный критерий МРОТ, который декларативно озвучен как прожиточный минимум (ПМ), но не введен в действие федеральным законом;
  • ПМ в том виде, в котором он существует сегодня, является недопустимо низким критерием для МРОТ;
  • необходимо либо пересмотреть критерий МРОТ как процент от средней или медианной заработной платы, либо пересмотреть  состав прожиточного минимума, который влияет не только на МРОТ, но на социальные пособия;
  • состав МРОТ не должен включать в себя стимулирующие и компенсационные выплаты;
  • индексация размера МРОТ должна происходить ежегодно;
  • только юридические механизмы (пример Архангельской области) в рамках кампании по повышению МРОТ не приносят устойчивого результата;
  • МРОТ в России не влияет на переговоры по заработной плате и не является предметом интереса для тех профсоюзов, в чьих секторах заработная плата существенно выше размера МРОТ;
  • необходимо продумать вопрос о налогообложении заработной платы эквивалентной МРОТ, в частности продумать вопрос об освобождении работников, получающих МРОТ от уплаты подоходного налога (13%).

Определяя социальные группы, которых затронет повышение МРОТ, участники выделили следующие категории:

  • Работники бюджетной сферы;
  • Низкооплачиваемые категории работников, которые получают заработную плату эквивалентную МРОТ (с 2007 года количество таких работников возросло и достигло 5-6% по России в целом);
  • Работники сельского хозяйства и сферы услуг;
  • Члены семей вышеуказанных категорий работников;
  • Женщин в большей степени затронет повышение МРОТ, чем мужчин.

Анализируя результаты обсуждения, участники пришли к выводу, что основная цель повышения МРОТ сводиться к улучшению условий жизни и повышению социальных стандартов в России. В связи с этим была высказана идея о том, что кампанию по повышению МРОТ целесообразно проводить рамках более широкой кампании за устранение экономического и социального неравенства.  Кроме того участники единогласно определили, что для качественного планирования кампании необходимо провести дополнительное исследование.