Напомним, что постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 установлен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые контрольно-надзорные мероприятия.
Приводим основные разъяснения Минэкономразвития. Само письмо можно скачать по ссылке внизу материала.
1. На что распространяется и не распространяется постановление №336?
Важно! Особенности применяются вне зависимости от организационно-правовой формы проверяемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц.
Ограничения, предусмотренные постановлением № 336, не распространяются на государственный контроль, указанный в ч. 6 статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ (на объектах в сфере обороны, внешней разводки и т.п.).
2. Как определяется «непосредственная угроза причинения вреда»?
Критерии для определения «непосредственной угрозы причинения вреда» не прописаны. Поэтому решение принимается исходя из конкретных обстоятельств, оценивается прокуратурой при согласовании КНМ.
Минэкономразвития считает, что понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий. Также это понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам вреда определенной категории (к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее).
3. Можно ли проводить проверки управляющих организаций по жалобам жильцов?
Минэкономразвития считает, что в этом случае защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя.
Важно! Если жалоба содержит сведения о нарушениях со стороны управляющей компании, но они не повлекли причинение вреда или другим образом не нарушили права заявителя, то проведение внепланового КНМ в таком случае не допускается.
4. Можно ли выдавать предписания после КНМ без взаимодействия?
При этом исключается выдача предписаний по результатам таких КНМ (без взаимодействия с проверяемым лицом).
Контролирующий орган вправе предложить контролируемым лицам, в отношении которых действуют ограничения по КНМ, проведение дополнительных профилактических визитов. При этом необходимо предусмотреть внесение соответствующих изменений в программы профилактики нарушений обязательных требований (перечни профилактических мероприятий) на 2022 год без проведения их общественного обсуждения.
5. Как проверять исполнение новых выданных предписаний?
по результатам КНМ с взаимодействием предписание может быть выдано в случае нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
При этом истечение срока исполнения такого предписания может быть основанием для внеплановой выездной проверки, если нельзя оценить исполнение предписания на основании сведений и документов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа.
Если выявлены нарушения, не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда, то такие нарушения фиксируются в акте, но предписание не выдается. Проверяемому лицу можно объявить предостережение.
6. Как проверять исполнение старых предписаний?
срок исполнения предписаний, выданных до вступления в силу постановления №336 и действующих на день его вступления в силу, продлевается автоматически на 90 календарных дней.
Если требовалось устранить нарушения, не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда, то контролирующий орган оценивает его исполнение только на основании имеющихся сведений и документов без проведения внеплановых КНМ (за исключением случая представления контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или другого разрешительного документа).
7. Когда можно и нельзя возбуждать дела об административных правонарушениях?
Особенность из постановления №336:
при выявлении признаков административного правонарушения контролирующий орган вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов КНМ с взаимодействием с контролируемым лицом.
Это распространяется на выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности.
Оценить достаточность данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности можно только по результатам проведения КНМ, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается. Основанием для отказа в возбуждении дела может являться невозможность оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава административного правонарушения, в связи с ограничениями, предусмотренными постановлением № 336. В таком случае можно объявить предостережение.
Допускается возбуждение дел об административных правонарушениях на основании сведений, полученных в ходе проведения КНМ с взаимодействием, вне зависимости от даты завершения таких мероприятий.