Обязан ли регоператор по обращению с ТКО вывозить уличный смёт?

По | 29 октября, 2021
Смёт с придомовой территории, в том числе листья, — это тоже твердые коммунальные отходы.
 
И региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить их в рамках единого тарифа.
 
К такому выводу пришел Арбитражный суд Уральского округа (постановление по делу № А76 – 17113/2020).

 

В Челябинской области регоператор по обращению с ТКО отказался вывозить смёт, в том числе листву, собранный в мешки и контейнеры во время субботников. Точнее, он не захотел делать это в рамках утвержденного единого тарифа.

Регоператор сообщил в Администрацию г. Челябинска о том, что нужны отдельные договоры и по другой цене. Муниципалитет переслал письмо в ТСЖ и УК.

Из-за отказа регоператора отходы вывозили другие организации. В итоге собственники МКД фактически оплачивали услугу по вывозу смета дважды: в составе платы за услугу по вывозу ТКО по единому тарифу и в составе платы за содержание общедомового имущества, как за услугу по вывозу ТКО в период санитарной очистки территории г. Челябинска.

Позиция регоператора оказалась незаконной. Антимонопольный орган признал отказ нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ и потребовал:

прекратить злоупотребление доминирующим положением и больше его не допускать, а именно: вывозить ТКО, образовавшиеся от уборки придомовых территорий в период санитарной очистки, по утвержденному единому тарифу;
отозвать письмо, адресованное управляющим организациям.

Суды первой и апелляционной инстанций, в которых регоператор пытался обжаловать предписание, отказали ему в удовлетворении требований.

Кассационный суд тоже поддержал УФАС:

Доводы кассационной жалобы Позиция суда
Регоператор не обязан вывозить отходы, находящихся вне специально оборудованных мест накопления (контейнерных площадок и площадок для складирования крупногабаритного мусора). Антимонопольный орган установил, что регоператор отказывался в период проведения санитарной очистки вывозить отходы — именно смëт с придомовых территорий (в том числе листву), собранный не только в мешки, но и в контейнеры.
Суды не исследовали возможность отнесения опавшей листвы к такому виду отхода, как уличный смёт с придомовой территории. Отходы (уличный смёт), образующиеся при уборке придомовой территории, учитываются при определении нормативов накопления ТКО (п. 3 Правил определения нормативов накопления ТКО № 269, письмо Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08 – 25-53/24802).
Отходы от уборки придомовой территории (вне зависимости от их состава), относятся к ТКО. Они подлежат включению в норматив накопления ТКО, и оператор обязан вывозить такие отходы в рамках договоров на обращение с ТКО.
В действиях регоператора отсутствует состав правонарушения, предусмотренный антимонопольным законодательством (злоупотребление доминирующим положением).
В деле имеет место гражданско-правовой спор.
Отказ регоператора от вывоза уличного смёта нарушает запрет, установленный в п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135 (злоупотребление доминирующим положением), поскольку приводит к прекращению оказания услуги по вывозу ТКО.Регоператор отказался вывозить определенный вид ТКО, являясь доминирующим субъектом. Целью отказа являлось заключение дополнительного договора и ущемление прав заявителей — управляющих организаций.
Источник: Новости ЖКХ